Онлайн

результаты

     
Сегодня вторник, 26 июля 2016

Архитектурное освещение можно считать искусством

Архитектурное освещение можно считать искусством
5 июня 2014, 20:08
Рубрика: В мире

Архитектурное освещение, как и сама архитектура, квалифицируется не как искусство, не как наука, а как смесь того и другого. Специалист в этой области должен отлично разбираться в физике, дизайне, свойствах светильников для архитектурной подсветки. В этой статье мы постараемся дать начальное представление о современном световом оформлении зданий и сооружений. В общем и целом архитектурное освещение – это обособленное направление в световом дизайне. Основная задача – придать зданию нарядный вид в ночное время, подчеркнуть художественные особенности здания и создать единый, запоминающийся образ места.
Eurosmi.ru http://www.eurosmi.ru/

Сейчас архитектурные светодиодные светильники http://alllight-online.ru/arhitekturnoe-osveshhenie/ распространены в больших городах, в частном секторе и на объектах коммерческой недвижимости. Власти многих городов, как в России, так и в мире осуществляют целевые программы по ночной подсветке объектов, представляющих историческую и/или архитектурную ценность.

История.

Зародилось направление архитектурного освещения в США после первой мировой войны. Тогда Манхэттен – престижный район Нью-Йорка буквально преобразился: Манхэттен — это «новый город света и цвета, … сказочная страна ночи… город освещенных воздушных замков, которые тронуты кистью световых импрессионистов» — написала газета «Нью-Йорк Таймс» в 1925 году. Первые публикации о современном архитектурном освещении увидели свет в 1930 году. Это была совместная работа фирмы «General Electric» и именитых архитекторов тех лет. Называлась брошюра «Architectural Lighting». Речь в ней шла в основном об освещении небоскребов. «Освещение снизу вверх дает исчезновение света от основания к вершине и усиливает перспективу. Наблюдатель видит исчезающее в ночи здание, что дает ощущение увеличения высоты» — одна из цитат этой работы.

В Европе художественно-декоративное освещение фасадов зданий развивалось вместе с распространением электроэнергетики и моды на эстетическое оформление городов. И безусловно, европейские решения характеризовались более глубоким чувством стиля, утонченностью вкуса архитекторов, изначальным отличием архитектуры Старого Света где подчас на одной улице стояли здания в различных стилях – классицизма и неоклассицизма, готики, барокко, ампира. Немецкий кинорежиссер Ф. Ланг, посетивший США в 1924 году, писал, что «вид ночного Нью-Йорка может занять центральную часть любого кинофильма… Улицы представляют собой кричащие бездны света движущегося, вращающегося, крутящегося — все это является утверждением счастливой жизни. Высоко над машинами и трамваями небоскребы утопают в синем и золотом, белом и пурпурном свете». Конечно, многих европейских архитекторов раздражал «кричащий» стиль Америки, динамичный и хаотичный; настолько далекий от Европы с ее многовековыми традициями и развитым чувством меры.

До начала 1960-х годов освещение в архитектуре играло второстепенную роль, однако количество работ по всему миру стремительно росло. В итоге развитие этого направления и необходимость получения профильного образования, обмена опытом, повышения мастерства привели к созданию в 1969 году Международной Ассоциации Дизайнеров Освещения(ILAD). Это был важный шаг, создавший новое отношение людей к световому дизайну. В наши дни Ассоциация – это сообщество профессиональных дизайнеров освещения. Они посвящают свою деятельность науке и искусству света. Они обладают глубокими знаниями в области создания эстетичных, практичных и экономически обоснованных решений в сфере освещения. Члены IALD понимают роль осветительных приборов в архитектуре и дизайне интерьера, и, благодаря своему обширному опыту и знаниям осветительного оборудования и осветительных систем, способны выделить и подчеркнуть индивидуальные особенности дизайна каждого проекта.

В наши дни профессионалы выделяют несколько основных направлений в архитектурном освещении:

Освещение городских зданий;
Освещение загородных домов, коттеджей, которое отличается от освещения больших городских зданий использованием светильников с миниатюрными размерами, в подавляющем большинстве – светодиодных или с галогеновыми лампами.
Освещение объектов культуры: памятников, статуй, малых архитектурных форм.

Современное архитектурное освещение — это, во-первых, эстетика. Эстетическая составляющая проекта освещения всегда была особенно важна. Во-вторых, функциональность во всех смыслах этого слова. Например, для коммерческих объектов кроме эстетической привлекательности архитектурное освещение приносит и практическую пользу — привлечение внимания и запоминаемость образа. Освещение должно быть не только привлекательным, но и выполнять свои основные функции. В-третьих, вопрос энергоэффективности, который с ростом тарифов на электроэнергию становится все более и более важным. Время ламп уходит, на смену им приходят гораздо более экономичные светодиоды.

Приемы архитектурного освещения.

Точка отсчета в любом освещении — темное пространство. И поэтому освещение это не объективная, а субъективная составляющая, ведь мы концентрируемся на создании психологически, физиологически и архитектурно сбалансированного, комфортного для человека пространства. Нужно выделить объекты и перспективы, через которые свет обретает структуру. При этом в центре внимания должен находиться не объект освещения, а человек, субъективно воспринимающий окружающее его пространство. Таким образом, задача освещения — помочь человеку сформировать правильное восприятие пространства, архитектуры и атмосферы. При этом учитывается множество факторов, самые простые из них — множественные эффекты теней и отражения. Для работы со светом нужно отбросить логику и научиться оценивать визуальное целое с эмоциональной точки зрения. Отсюда мы приходим к выводу, что цель современной световой архитектуры — создавать комфортную атмосферу. Поэтому именно понимание эстетики освещения — основа для управления пространством и светом.

Для создания выразительного архитектурного облика здания при разработке освещения необходимо учитывать несколько аспектов:

расположение и роль объекта в городском ансамбле; композиционные особенности объекта — размеры, структуру, архитектурный стиль, а также фактуру и цвет облицовочных материалов; направление и расстояние, с которых может наблюдаться объект.
существующее освещение территории, паразитная засветка от опор уличного освещения, наружной рекламы; архитектурный стиль освещаемого здания. Дизайн освещения должен гармонично вписываться в общий стиль здания.

Например в Москве действует постановление Правительства Москвы «О концепции единой светоцветовой среды города Москвы» от 2008 года, регламентирующее основные моменты в наружном освещении города. Оно касается не только подсветки зданий но и наружной рекламы и других аспектов. Основанием для выработки постановления стало то, что из-за реализации различных подходов к созданию наружного освещения, световой рекламы и праздничной иллюминации ухудшался эстетический облик городской среды. Исходя вышеперечисленных аспектов разрабатывается концепция освещения и выбираются типы фасадных светильников. У компании Вишенка есть огромная номенклатура совершенных осветительных приборов для решения практически любых задач. Выбор и приобретение всего необходимого осуществляется быстро и просто.

Существует семь основных приемов архитектурного освещения:

общее заливающее освещение, в том числе динамическое;
локальное и зональное освещение;
световые фасады;
фоновое/силуэтное освещение;
контурное освещение;
динамичное цветовое освещение;
проецирование графики на фасады

1. Общее, заливающее освещение хорошо подходит для отдельно стоящих сооружений и объектов культуры (церквей, памятников), так как сохраняет целостное восприятие и величественность объекта. Заливающее освещение обеспечивается установкой светильников прожекторного типа на расстоянии от освещаемого объекта, чаще всего на столбах вокруг него. Объект выделяется из фона окружающей среды из-за относительно большей яркости. Следует однако учитывать что направленный на здание свет будет проходить через окна, поэтому прием заливающего освещения не рекомендуется для зданий, где в темное время находятся люди: гостиниц, бизнес-центров, жилых домов. Яркий свет, бьющий в окно будет только раздражать.

При динамическом заливающем освещении часто применяется эффект переменного уровня освещенности на различных частях объекта. Создается некоторое оживление объекта. Для реализации этого приема подходят светодиодные светильники типа «Свет34».

2. Локальное/зональное освещение используется для акцента внимания на деталях фасада: сводах, оконных проемах, карнизах, балконах, фризах. Чтобы композиция была гармоничной, следует увязывать все освещенные элементы фасада в единую композицию. Для акцентного освещения используют светильники средней и малой мощности, монтируемые на фасад здания. Также используются линейные светодиодные светильники в трубках, ставшие прекрасной заменой громоздким осветительным установкам с линейными люминесцентными лампами. Для реализации этого приема подходят светодиодные светильники.

3. Световые фасады. Данный прием подходит для современных зданий со сплошным остеклением фасадов: для бизнес-центров, административных зданий, торговых и развлекательных центров. Осветительное оборудование (одноцветное или RGB) устанавливается внутри помещения за стеклом и направляется на него. Таким образом, получаются различные световые эффекты, с динамикой или статичные.

4. Фоновое/силуэтное освещение – артистичный эффект. который позволяет добиться изображения контурных очертаний форм объекта без каких-либо деталей. Создает четкий, ясный и сильный графический образ. Суть эффекта- в создании светящегося заднего плана, на котором силуэт объекта кажется темным или черным.

Этот эффект часто применяется в освещении зданий театров и дворцов с колоннами. Может осуществляться мощными светодиодными прожекторами заливающего света.

5. Контурное освещение является достаточно новым приемом. Линейными светильниками выделяется контур здания. Массовое осуществление приема подсветки стало возможным благодаря тому что появились дешевые линейные источники света – светодиодные линейки, гибкий неон. Они устанавливаются по всему фасаду десятками и сотнями метров. Ими освещается контур здания: например фриз, углы. Для контурного освещения применяют светодиодные линейки.

6. Цветодинамика. Метод освещения фасадов с синтезом цвета, изменением оттенков с течением времени, угасанием и возрастанием яркости. Приемы в применении цветодинамических систем могут быть любыми из выше описанных: и заливающее и акцентное и силуэтное освещение. Здесь используются управляемые цветодинамические светильники: светодиодные линейки, прожекторы, точечные светильники и другое светодиодное оборудование. Также можно создавать светографические рисунки в виде светящихся линий, точек, которые изменяют цвет. Подойдут любые светильники со сменой цвета, в зависимости от необходимой яркости – например светодиодные линейки «RGB Line» или более мощные линейные светильники «Power Washer RGB».

Проектирование освещения и подбор оборудования. Светильники, прожекторы, источники света.

Профессиональное проектирование освещения фасадов зданий начинается с дизайн-проекта. В идеальном случае – на стадии строительства здания, когда еще не поздно проложить электропроводку к точкам установки светильников. Именно проектировщик должен комбинировать различные приемы освещения, соединить воедино эстетическую и техническую части проекта. Разные типы светильников обеспечивают различную яркость, световой поток, цветопередачу, интенсивность света, обладают разной экономичностью — все это должно учитываться. Например, для фасадов жилых домов, где много окон, нельзя применять прием заливающего освещения из-за паразитной засветки внутренних помещений.

Зачастую скупые клиенты не обращаются к профессионалам, а пытаются сами реализовать систему фасадного освещения на своем здании. В подавляющем большинстве случаев такие фасады имеют крайне непривлекательный вид в темноте, с хаотично разбросанными светильниками и отсутствием какого-либо художественного эффекта. Мы рекомендуем всегда обращаться к профессионалам хотя бы за реализацией концепции подсветки и рекомендациями по выбору светового оборудования.

Заказчик не всегда готов платить за визуализацию проекта освещения, «картинку». По словам сотрудников компании Бусинка, чаще всего клиенты говорят: «Ну вы там нарисуйте, а мы может быть купим, если понравится.» Поэтому потеряв неделю, можно снабдить заказчика бесплатной картинкой, с которой он приступит к самостоятельной реализации проекта или отложит в «долгий ящик» в связи с отсутствием средств.

Картинка дизайн-проекта и реальный эффект часто сильно разнятся. Для окончательного выбора тех или иных светильников производятся натурные испытания – когда различные модели светильника временно устанавливаются на здание.

Главные требования к осветительному оборудованию– достаточная эффективность для создания того или иного приема освещения, удобство обслуживания архитектурных светильников, электробезопасность и защищенность оборудования и электропроводки от влияния погодных условий. Это и герметичность корпуса, и способность работать в сильный мороз, и диаграмма направленности и энергоэффективность (экономичность). Осветительный эффект сильно зависит от угла поворота светильника относительно фасада. Поэтому лучше подбирать светильники на лире с регулируемым углом наклона.

Светильники для наружной установки должны иметь степень пыле- влагозащиты не менее IP 65. Для зданий представляющих историко-архитектурную ценность не допускается использование осветительного оборудования, которое может испортить внешний вид фасада днем (например, на длинных выносных кронштейнах). В настоящее время для реализации всех приемов подсветки используются светодиодные светильники и прожекторы. Благодаря яркости светодиодов, эти приборы имеют более компактные размеры по сравнению с ламповыми светильниками. Красивые дизайнерские корпуса светодиодных светильников иногда применяются как элементы дизайна фасада.

Другое достоинство фасадных светодиодных светильников – экономичность. В России до 21 века для освещения фасадов зданий чаще всего использовались светильники с газоразрядными лампами. Такие светильники потребляли от 70 до 500Вт, в зависимости от яркости свечения. В итоге мощность световой установки составляла от десятков до сотен киловатт, что делало подсветку фасада довольно затратным мероприятием для владельца здания.

Массовое внедрение мощных осветительных светодиодов позволило создать гораздо более экономичные светильники и уменьшить энергозатраты в десятки раз. С ростом тарифов на электроэнергию становится все больше и больше объектов с ограничением мощности на подсветку в пределах 2-5кВт Обеспечить нарядный внешний вид здания при использовании столь малых мощностей можно только с помощью светодиодных источников света. Ведь сравнимый по яркости с 150Вт лампой светильник будет потреблять не более 50Вт! Но светодиод светодиоду рознь. Такую экономию можно обеспечить только наиболее энергоэффективными светодиодами. То есть с лучшим отношением «световой поток/мощность».

Беда в том, что для очень многих покупателей есть категория «уличный светодиодный светильник» при этом все пока смотрят на цену, а не на параметры. Светодиод является синонимом экономичности. Но это не совсем так и этим активно пользуются шарлатаны, продающие китайские светодиодные светильники как самые передовые. Но позвольте, если сравнить два светильника: на китайских светодиодах со светоотдачей 50-70лм/Вт и аналогичный на японских (Nichia) американских (Cree) или немецких (Osram) светодиодах со светоотдачей 100-140лм/Вт, то при учете соотношения излучаемого света к потребляемой мощности какой светильник лучше?

Похожая картина и в сегменте декоративного светодиодного освещения. При засилье дешевых китайских маломощных светильничков, покупатели ориентируются на определенный порог цены, устанавливаемый импортерами такого ширпотреба. А те компании, которые предлагают качественные приборы на мощных осветительных светодиодах прикладывают немалые усилия чтобы убедить клиента: радость от освещения, реализованного на профессиональном, ярком и качественном оборудовании будет гораздо сильнее чем ощущение напрасно потраченных денег при виде блеклой «подсветки»!

Эпилог.

Архитектурное освещение преображает облик здания в ночное время, придает презентабельность бизнес-объектам и улучшает имидж, привлекая внимание. Например, мэрия Москвы обязывает выполнять работы по архитектурному освещению.

Для реализации качественного освещения фасада стоит сразу обратиться к профессионалам. Желательно сделать это в тот момент когда еще не поздно проложить скрытую проводку к местам установки осветительного оборудования. В дальнейшем это позволит сэкономить на электромонтаже. Гораздо хуже, когда светотехников приглашают для работ на эксплуатируемом здании: наверняка потребуется привлекать к работе подъемники или альпинистов, сверлить листы фасадных панелей или штробить стены. Это влечет за собой более высокую стоимость работ.

Стоит присмотреться к качественным (не китайским) энергосберегающим светильникам на базе светодиодов. Несмотря на то что их цена несколько выше ламповых, вложив средства один раз можно в дальнейшем неплохо экономить на электроэнергии. Также не придется менять лампы – ведь срок службы светодиодов в режиме работы 12 часов в сутки будет составлять около 15-20 лет. А это тоже значительная статья экономии – не придется вызывать альпинистов или спецтехнику для замены ламп. К тому же цена на LED светильники отечественного производства вполне сопоставима с ценами на ламповые светильники известных брэндов.

Многие наверняка видели, как некрасиво, когда на фасаде установлены металлогалогеновые светильники с лампами различного оттенка белого цвета. Происходит это оттого, что обслуживающий персонал ленится подбирать такой же оттенок ламп (цветовую температуру) какой был установлен ранее. Светодиоды решают и эту проблему – никаких ламп менять не нужно, а значит и риска неправильного выбора оттенка нет вовсе.

Несмотря на положительные сдвиги в области дизайна фасадного освещения, в последние годы стал ощущаться некоторый творческий и технический застой. Частая повторяемость одних и тех же приемов и средств освещения, связанная, в частности, с большими трудностями в более широком применении динамического и цветного освещения, приводит к однообразию архитектурного освещения и снижению интереса к нему. Делайте ваши проекты выразительными!

Вас также может заинтересовать: